Новости прихода        
История храма        
  • СМИ о соборе
  •     Публикации в прессе        
        Публикации в интернете        
    Воспоминания очевидцев        
    Фотогаллерея        
  • Наши благотворители
  •     Организации        
        Граждане        
  • Наше творчество
  •     Проза, поэзия        
        Живопись, рукоделие        
  • Полезная информация
  •     О праздниках        
        О постах        
    Финансовые отчеты        
    Контакты        




    Публикации в интернет

    Соборы: почему их восстанавливают? http://portamur.ru/blogs/tribuna/922.php

        Их было три. Одинаковых. В разных частях света. Три Собора-близнеца. Первый-Богоявленский, освятили в Санкт-Петербурге в 1899 году. В то время, как этот храм еще строился, в Благовещенске в 1896 году начали возводить Троицкий собор (Шадринский). Софийский собор в Харбине начали строить в 1923 году и закончили в 1932-м, когда под храм в Благовещенске уже закладывали взрывчатку.
        Все три храма совпадают по форме и размерам. Они выполнены по одним и тем же чертежам в так называемом русском имперском стиле («Византийский стиль»). Высота около 50 метров. Вместимость 2000 человек. Площадь более 700 кв.м.
        Когда-то с ребенком я гуляла в сквере кинотеатра «Амур», среди старых сосен в траве валялись огромные полированные плиты из розового мрамора, какие-то круглые куски, как обломки колонн. Что это было? Никто в 80-х не задумывался. Водили детишек в детский кинотеатр, который потом стал детским экологическим центром, потом зоопарком, да много чего было в нем, но как-то никак ничего хорошего на этом месте не получалось. Я уже не помню, как я узнала, о том, что кинотеатр построен на месте взорванного в 36 году великолепного Православного храма, возвышающегося над городом на такую высоту, что купол был виден из Владимировки.
        В последнее время в Благовещенске издано немало книг, посвященных истории города, его архитектурному и духовному наследию и, слава Богу, что мы наконец-то можем узнать о таких интересных фактах: о том, что 16 января 1896 года амурский промышленник Шадрин и городской голова Ефимов осмотрели Ремесленную площадь в Благовещенске, а 16 мая того же года преосвященным Макарием была совершена закладка храма в честь Святой Животворящей Троицы, который мы знаем как Шадринский собор. Ремесленная улица сейчас носит имя Чайковского. Сохранилось лишь несколько фотоснимков, запечатлевших храм снаружи. Снимков внутреннего убранства храма увидеть пока не удалось. Вероятно, их попросту нет. Уж слишком лихие времена настали для духовной культуры в послереволюционной России.
        Сейчас идет речь о восстановлении нашего собора. Но как он выглядел снаружи, каким было внутреннее убранство, кто служил в храме, кто строил и расписывал стены? На эти вопросы пока нет ответов. А что есть?

        Первая встреча. Софийский собор. Харбин 2002.
        Была зима. Китайцы праздновали какой-то свой праздник, повсюду люди, люди, люди. Среди серых крыш, шумной базарной площади, на которой продавалось все: от мини-шашлыков до пушистых желтых однодневных цыплят.
        И вдруг возник Он-величественный и такой непохожий на все, что окружало его со всех сторон-Софийский собор. София-Премудрость Божия. Мы не были туристами-обычная деловая поездка, рассказать нам, почему вдруг русский Православный храм оказался в центре Харбина, было некому. Внутри храма по стенам были развешаны старые фотографии, на входе торговали какими-то железными перстнями с черепами, сувенирами и прочей китайской шелухой. А вверху под куполом просматривались старые фрески с библейскими сюжетами. Сложные чувства я испытала. Неожиданно было увидеть внутри Китая такой вот привет из старой России.
        Софийский собор был возведен в начале прошлого века русскими строителями Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) под руководством русских инженеров в марте 1907 года (недавно ему исполнилось сто лет)-в типичном для того времени византийском архитектурном стиле. Изящное здание высотой более 53 метров занимает площадь 720 квадратных метров.
        После ухода русских из Харбина, храм Святой Софии пришел в запустение и использовался как склад для торговцев рынка, располагавшегося в районе Первого Харбинского универмага, потом как общежитие для рабочих. История сохранила храм, несмотря на все перипетии ХХ века-японской оккупации в тридцатых и даже культурной революции в шестидесятых годах, хотя уникальные фрески получили повреждения, а кое-где обвалилась штукатурка.
        Знаменитый Софийский собор долгие годы находился в полнейшем запустении и был восстановлен городским правительством в прошлом веке. Сначала, как памятник архитектуры первой категории, когда была отремонтирована наружная часть, а с 1996 года он находится под охраной и защитой китайского государства, как памятник культуры. Здание наконец отремонтировали, отреставрировали и вновь открыли для посетителей. Но вовсе не потому, что Богородица благословила китайцев. Причины оказались весьма прозаичными. Восстановление собора дает городу немалую прибыль. Похоже, именно это может служить объяснением тому, что китайцы, полвека назад проклинавшие русских колонизаторов, завершили работу по реконструкции площади, располагающейся вокруг Софийского собора. Там появились новые здания, постройки с характерным европейским колоритом, которые привлекают многочисленных платежеспособных посетителей.
        Для того чтобы собор и окружающая его обстановка гармонировали друг с другом, здание храма в ночное время подсвечивают. Установлено шестнадцать групп из тысячи галогенных ламп. Для реставрации здания и восстановления соборной площади местные власти вложили огромные деньги и строителям пришлось даже снести несколько жилых кварталов, зато сегодня Софийский собор-одно из самых красивых зданий Харбина, место паломничества туристов из разных стран мира.

        Вторая встреча. Собор Богоявления. Санкт-Петербург. 2010
        В Рождество мы оказались в Санкт-Петербурге и не побывать на Гутуевском острове, где сохранилась точная копия нашего Шадринского собора, мы просто не могли. Теперь я не буду «неподготовленным туристом», прочла о Богоявленском соборе все, что нашла в Интернете.
        Причиной строительства по России множества храмов в этот период было чудесное спасение Императора Александра III с семьей 17 октября 1888 года при крушении поезда в Борках под Харьковом. В Санкт-Петербурге гражданский инженер Андреев составил проект, а владелец бумагопрядильных и ситценабивных фабрик Воронин, известный своей благотворительностью, пожертвовал крупную сумму на каменную постройку, оговорив размещение в ней семейной усыпальницы (как и в нашем Благовещенске, кстати).
        Облицованный красным лекальным кирпичом, с кованными железными реш?тками на окнах, храм сразу же обращал на себя внимание изяществом отделки и обилием наружных украшений.
        Фасады церкви не отштукатурены, поэтому разной формы тесаные кирпичи дают самые разнообразные узоры. Сделаны богатые майоликовые изразцовые вставки с полихромными рисунками, вставленные в кокошники в оконных наличниках. Великолепие фасадов дополнялось мозаичными иконами.
        На колокольне было 10 колоколов. Главный из них весил более 8,4 т. Колокола, отлитые в Москве на заводе Самгина, побывали на всемирной выставке в Чикаго, где их «малиновый» звон был по достоинству оценен посетителями выставки.
        Иконостас был выполнен из фаянса в византийском стиле. Он был сделан на знаменитой фарфоровой фабрике М.С.Кузнецова в новгородской губернии, и отмечен наградой на Всемирной выставке в Париже в 1900г. (Представьте только: ФАРФОРОВЫЙ иконостас!)
        Над изображением Тайной Вечери, помещался образ Крещения Господня. Изображ?нные на н?м берега Иордана и окружающий пейзаж были выполнены художником А.С. Славцевым с натуры, для чего он специально ездил в Палестину.
        Стены и своды церкви сплошным ковром покрывала живопись, написанная «альфреско». (по материалам сайта http://gutui.ru/history/37-history-hram.html)
        И вот через парк, через промышленный район мы идем к Гутуевскому острову. С моста открывается вид на величественный храм. Такое чувство, что храм кружевной. Красота неописуемая. Правительство города выделило 70 млн. рублей для восстановления внешнего облика храма. Откуда такая щедрость? Все банально-туристы из Европы очень интересуются. А туристы-особая статья доходов бюджета любого города (как и в Харбине, кстати).
        А что же внутри? С огромным нетерпением, открываю тяжеленную старинную дверь и вхожу внутрь. Первый взгляд... Боже мой... Я не смогла удержать слез. Обгорелые стены, пустые проемы в нишах, где когда-то были иконы, расколотые каменные плиты на полу, везде строительные леса, но как-то не чувствуется активной реставрации. Так и оказалось, внутри церковь реставрируют по мере сил сами прихожане.
        Добравшись до ближайшей скамьи, опустилась на не? и смотрела, смотрела, пытаясь изо всех сил понять: что? какие безумные силы? какие движения злой воли могли подвигнуть людей на столь чудовищное осквернение такой красоты.
        Подошла какая-то женщина. Опустилась рядом на скамью: «Не плачьте. Я вот тоже прихожу сюда, когда никого нет. Сейчас вот службы восстановили в одном из приделов храма, хоть помолиться можно. Один мужчина из Москвы приезжает, говорит, что нигде не испытывает таких чувств, как здесь».
        Этот храм, как израненная душа народа России, в 20 веке пережившего все самое ужасное и печальное, что только можно придумать: войны, голод, репрессии, самодурство.
        Что же случилось?
        Храм Богоявления был закрыт 5 мая 1935 постановлением ВЦИК и отдан под склад. Какое-то время храм ещ? продолжал действовать, но в подвалы уже завозили гниющий картофель. Запах был соответствующий. На следующий же день после окончательного закрытия храма большевики варварски уничтожили уникальный фаянсовый иконостас и надругались над иконами и другими святынями храма. (12 небольших фрагментов иконостаса были обнаружены в подвале отдельно стоящего здания только в 1997 г.) Не сохранились и колокола. Северный и южный приделы, завершающиеся барабанами с шатрами, луковичными главками и коваными крестами, а также шат?р колокольни были разорены.
        Ещ? до закрытия Богоявленской церкви, 27 апреля 1931 года по обвинению в контрреволюционном заговоре был расстрелян настоятель храма протоиерей Василий Медведский. Арестованный в Рождественский сочельник, отец Василий на единственном допросе отверг обвинения в свой адрес, отказался давать необходимые чекистам показания.
        Какой была судьба храма в советское время?
        Во время блокады города, когда храм использовали как морг, в его здание попал немецкий снаряд, который пробил крышу, от возникшего пожара, церковь сильно пострадала. После войны храм долго пустовал.
        Уничтожение церкви продолжили, устроив в ней мыловаренный завод. Впоследствии храм был переоборудован под склад Фрунзенского универмага. Строители сделали три дополнительных перекрытия, пристроили к стенам котельную, по всем получившимся 4-м этажам провели водяное отопление, пожарный водопровод, канализацию, устроили лифты.
        Трудно представить, как сделать из храма 4-х этажный завод?! Справились! При этих работах были уничтожены кованые реш?тки балкона барабана, балкона хоров, лепные карнизы, живопись.
        Часть металлических рам была выломана для устройства запасного выхода на крышу котельной. Оконные металлические рамы, довед?нные до аварийного состояния, стояли без ст?кол, а про?мы были закрыты фанерными щитами. От складских балок и перекрытий, а также от лифта для перевозки товаров универмага окончательно удалось освободиться только в 2003 году, когда прихожане смогли снова, спустя много лет, увидеть роспись центрального купола-Спаса Вседержителя.
        Центральная мощная шлемовидная глава храма была полностью уничтожена в 50-х годах. В подвале много лет стояла вода, так как была нарушена дренажная система и, кроме того, туда постоянно попадали отходы канализации.
        Вот уже много лет храм восстанавливают. Совсем недавно, во время реставрации, сняли старые обои и обнаружили фрагмент чудом сохранившейся фрески. Я ее сфотографировала, по столь малому фрагменту росписи на стене, можно только предполагать: какой же была живописная роспись под сводами храма!
        Интересное рассказала служительница храма. Когда начались реставрационные работы, настоятелю позвонили из антикварного магазина и сообщили, что к ним принесли на продажу старый, прекрасно сохранившийся альбом фотографий внутреннего убранства, настенных росписей собора. Цена была баснословной. Прихожан в храме в то время было немного, но они сложились кто сколько мог и все-таки выкупили этот альбом, и передали в дар храму. Эта находка чрезвычайно облегчила труд реставраторов. Стоимость такого дара оценить невозможно. Но, к счастью, не все еще измеряется деньгами.
        Росписи реставраторы восстанавливали по древнему способу-на сырую штукатурку. Казалось, все делали правильно, но потом штукатурка начала трескаться и осыпаться. Выяснили, что виной-неизвестно где замурованные советскими строителями вентиляционные отверстия. Во время нашего посещения, работы были приостановлены, буквально по сантиметру простукиваются стены, ищут вентиляцию. На тот момент не нашли.
        Войдя сюда, забудь толпы порочной клики,
        Греховность всех сует и прихоти страстей-
        Здесь смотрят на тебя с икон святые лики
        Небесных ангелов и праведных людей.
        Приют молитвы здесь, здесь вечный Божий дом. Так возвышенно писал о храме в 1913 году один из его прихожан П.Ленский
        
        Встреча третья (в мечтах). Троицкий Собор. Благовещенск. 1896.
        Из письма академика Д.С.Лихачева к школьнику: «Дорогой Сережа! Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи-все то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни.
        Все это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души,-это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность»-жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.
        Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого,-несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях» (Письмо 24//Письма о добром и прекрасном. М.1988).
        В Санкт-Петербурге мне все-таки удалось увидеть храм почти в первозданной красоте, хотя бы снаружи. Хватит ли моей жизни, увижу ли я его в родном Благовещенске? Воля людей созидать или разрушать. Злая воля и добрая. Какую выберем мы?



        Назад







    Православный календарь



    Заполненный образец квитанции



    Распечатать
    Православный Приход храма Святой Живоначальной Троицы города Благовещенска