Новости прихода        
История храма        
  • СМИ о соборе
  •     Публикации в прессе        
        Публикации в интернете        
    Воспоминания очевидцев        
    Фотогаллерея        
  • Наши благотворители
  •     Организации        
        Граждане        
  • Наше творчество
  •     Проза, поэзия        
        Живопись, рукоделие        
  • Полезная информация
  •     О праздниках        
        О постах        
    Финансовые отчеты        
    Контакты        




    История храма

    В гостях в храме Богоявления на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге

        Великолепие фасадов дополнялось мозаичными иконами, выполненными в мастерской В.А.Фролова. На западном фасаде храма располагались иконы спаса Нерукотворного, Божией Матери и св. Иоанна Крестителя, в углах основания барабана купола - иконы свт. Николая чудотворца, пр.Сергия Радонежского, пр.Иоанна Спостника и св. Анны пророчицы. Последние две иконы были уничтожены, но их возможно определить по сохранившимся фотографиям.
         Построена церковь по одной из традиционных для православия плана типа крест. Это обусловило и построение масс, растущих в высоту к центру. Здание, вытянутое по линии запад-восток, имело высокую паперть с гранитной лестницей во всю ширину, ограниченную гранитными же рундуками. Затем идут притвор с колокольней над ним, ядро храма, боковые приделы и алтарь. За алтар?м имеется часовня с входом с востока и из алтаря, с лестницей в юго-восточной части здания, ведущей в усыпальницу.
         С западного фасада, над главным входом в храм, находилась невысокая шатровая колокольня с 10 колоколами общим весом в 755 пудов, главный колокол весил 525 пудов 31 фунт -немногим более 8,4 т. Колокола, отлитые в Москве на заводе Самгина, побывали на всемирной выставке в Чикаго, где их малиновый звон был по достоинству оценен посетителями выставки.
         Стены и своды церкви сплошным ковром покрывала живопись, написанная стилем альфреско. Сюжетная живопись стен храма была исполнена академиком А.С. Славцевым, орнаментальная роспись - художником К.Н. Бутаковым, иконы в киотах и барабане написаны художником А.М.Поcтниковым. Нижний ярус сплошь состоял из картин на евангельские сюжеты, начиная с Рождества Христова. Эта живопись как бы заменила праздничный чин иконостаса, который имел всего один ряд. Низкий одноярусный фаянсовый под слоновую кость иконостас с бронзовыми Царскими вратами был удостоен медали на парижской выставке 1900 года.
         Для освещения здания была разработана уникальная система электрического оборудования на 450 лампочек, скрытых от прихожан за притолоками алтарной арки. Дн?м храм поражал массой света, который лился из огромных окон. Но особенно эффектно алтарные и подкупольные изображения смотрелись за вечерним богослужением, подсвеченные мягким светом редкого тогда электрического освящения. Интерьер храма освящали также три бронзовых паникадила высокохудожественной работы, а на первом этаже и хорах помещались дополнительные бра.
         Здание имело калориферное и пароводяное центральное отопление. Это было чудо тогдашней техники, спроектированное гражданским инженером Б.К.Правдзиком и смонтированное К.Б. Зигелем. Котельная располагалась в устроенном рядом с храмом особом здании, сохранившемся до наших дней, а калориферные камеры - в подвалах церкви.
         Строительство велось в 1889-1899 годах.
         Главный алтарь церкви был освящен во имя Богоявления Господня 29 апреля 1899 года митрополитом Антонием в сослужении с о. Иоанном Кронштадтским. 18 июля того же года были освящены боковые приделы: левый - во имя Святого Преподобного Иоанна Постника, правый во имя Святителя Николая Чудотворца.

        Храм Богоявления был закрыт 5 мая 1935 постановлением ВЦИК и отдан под склад. Какое-то время храм еще продолжал действовать, но в подвалы храма уже завозили гниющий картофель. Запах был соответствующий. На следующий же день после окончательного закрытия храма большевики варварски уничтожили уникальный фаянсовый иконостас и надругались над иконами и другими святынями храма.
         12 небольших фрагментов иконостаса были обнаружены в подвале отдельно стоящего здания только в 1997 г. Не сохранились и колокола. Северный и южный приделы, завершающиеся барабанами с шатрами, луковичными главками и коваными крестами, а также шатер колокольни были разорены.
         Еще до закрытия Богоявленской церкви 14/27 апреля 1931 года по обвинению в контрреволюционном заговоре был расстрелян настоятель храма протоиерей Василий Медведский. Арестованный в Рождественский сочельник, отец Василий на единственном допросе отверг обвинения в свой адрес, отказался давать необходимые чекистам показания. Он претерпел мученическую кончину на Антипасху, в понедельник Фоминой недели.
         Во время блокады города, когда храм использовали как морг, в его здание попал немецкий снаряд, который пробил крышу, от возникшего пожара, церковь сильно пострадала. После войны храм долго пустовал. Уничтожение церковь продолжили, устроив в ней мыловаренный завод.
         Впоследствии храм был переоборудован под склад Фрунзенского универмага. Приспосабливая храм для этого, строители сделали три дополнительных перекрытия, пристроили к стенам котельную, по всем получившимся 4-м этажам провели водяное отопление , пожарный водопровод, канализацию. При этих работах были уничтожены кованые решетки балкона барабана, балкона хоров, лепные карнизы, живопись. Часть металлических рам была выломана для устройства запасного выхода на крышу котельной. Оконные металлические рамы, доведенные до аварийного состояния, стояли без стекол, а проемы были закрыты фанерными щитами.
         От складских балок и перекрытий, а также от лифта для перевозки товаров универмага окончательно удалось освободиться только в 2003 году, когда прихожане смогли снова, спустя много лет, увидеть роспись центрального купола - Спаса Вседержителя.
         Центральная мощная шлемовидная глава храма была полностью уничтожена в 50-х годах. Когда здание было передано под склад Фрунзенского универмага, глава была сделана заново, но другой формы. Конструкция была деревянной, выполненной наспех с многочисленными конструктивными нарушениями. В подвале много лет стояла вода, так как была нарушена дренажная система и, кроме того, туда постоянно попадали отходы от канализации. Когда были осушены и очищены подвалы, то от каменного пола были обнаружены всего несколько плит.
         В таком ужасном состоянии храм находился до 1991 года, когда 4 января была зарегистрирована община церкви Богоявления. 19 апреля 1991 г. церковь была взята под охрану государством как памятник истории и культуры распоряжением мэра Санкт-Петербурга и передавалась епархиальному управлению для молитвенных целей.
         Практически полностью воссоздан внешний облик храма: возведены главки, воздвигнуты кресты, восстановлены изразцы и большинство мозаичных икон, воссозданы металлические оконные переплеты всего здания, часть кованых решеток окон первого этажа; расчищен подвал здания и восстановлена его гидроизоляция. Очищены от копоти наружные стены церкви. Отлиты и подняты на колокольню десять колоколов ,самый большой весит 1840 кг. В 2008г. в Рождественский сочельник состоялось их освящение. Постепенно восстанавливается иконостас и настенная живопись.
         Величественный храм стал великолепным украшением панорамы Обводного канала и реки Екатерингофки. Золотую луковицу можно видеть даже от Варшавского вокзала.
         В 1991 году изуродованный и обезображенный храм в аварийном состоянии был возвращен церкви. От былой красоты не оставалось буквально ничего. Обезглавленный, с закоптившимися стенами - так он тогда выглядел. В Богоявление, 19 января 1992 года в храме состоялось первое богослужение. В том же году начались восстановительные работы, которые снаружи уже завершились, за исключением узоров на куполе. 4 мая 1995 года на купол был поднят крест. Так, после долгих лет реставрации храм, находившийся в ужасном состоянии, вновь засиял во всем своим былом благолепии. В 2005 году была демонтирована бетонная ограда.
         Сейчас в храме каждый день идут службы и параллельно ведутся реставрационные работы. Руководит ими главный инженер храма В. Э. Мальцева. Мне удалось встретиться с нею. Виктория Эдуардовна рассказала много интересного о том, как воссоздается храм.
         - Шесть лет мы добивались возвращения храму территории, которая была безвозмездно уступлена городом в количестве 1000 квадратных саженей. Это четыре с половиной тысячи квадратных метров. На плане уже АЗС стояла на этом месте. А для церкви выделяют земли только под фундамент! Нас в дверь, мы - в окно. Дошли до самого верха , одна ступень оставалась до Матвиенко. Там мы получили документы на землю.
         Печей в храме не было изначально. Рядом стоит здание - уже восстановленное - котельная. Теплый воздух оттуда поступал в храм по вентиляционным каналам, которые находились в стенах здания. Некоторые из этих каналов мы видели, а главные пришлось искать два года! Мы молились. Они нашлись. Оказалось, забиты бетоном вглубь на семь метров! Мальчики-вентиляционщики долбили этот монолит снизу - других вариантов не было, на них валились глыбы бетона. Ужас! Но очистили все каналы, и мы восстановили отопление храма таким, как оно было в самом начале.
         Когда передали храм верующим, подвал был залит нечистотами, разный хлам и мусор сбрасывали туда, начиная с самого закрытия в 1935 году. Мы наняли специальную бригаду и сказали, чтобы они выбрасывали все. Через некоторое время приходят рабочие, говорят, ящики какие-то, посмотрите. Что-то их остановило - не стали выбрасывать. Смотрим, три коробки, а в них куски того самого фаянсового иконостаса! Это чудо, что сохранилось хотя бы несколько осколков. К тому времени мы с отцом Павлом - настоятель храма, уже заказали иконостас, как делать, ориентировались только по фотографиям. Мастера уже какие-то части успели сделать, показывали нам, но что-то не то было. А когда мы принесли части настоящего иконостаса, работа пошла, как по маслу.
         На всемирной выставке в Париже в 1900 году три экспоната поразили всех - статуя Свободы, Эйфелева башня и фарфоровый иконостас храма Богоявления. В 1935 году его разбили. Тогда и сам храм хотели взорвать, но взрывное устройство не сработало, хотя включали его несколько раз.

        Когда мы приступили к реставрации внутреннего убранства, стали искать фотоальбом, который был сделан специально для императора Николая II. Он хранится в Эрмитаже. А через некоторое время нам позвонили из антикварного магазина, говорят, принесли альбом с фотографиями храма. Мы тогда перепугались: неужели это тот, который был в Эрмитаже? Значит, его выкрали? Оказалось, это другой альбом, сделанный для кого-то другого. Мы смогли выкупить этот альбом...
        
        
        
         Когда сделали шатер на колокольне, встал вопрос - красить его или золотить? Изначально он был золотой. Это очень дорого. Отец Павел сидит, думает, где взять денег для золочения такой большой маковки? И тут приходит к нему мужчина, спрашивает, что для храма надо? Вот так и пришли эти деньги...
         Сделали фонари для освещения территории, настоящие, питерские. Надо срочно оплатить. Звоню одному человеку хорошему: Николай, помоги. А он потом мне рассказывает. Ему вернули давний долг, он едет по своим делам, думает, куда деньги пристроить, и тут я звоню со своей просьбой. Он сразу сказал: Помогу. В машине запахло ладаном.
         Сейчас церковь - центральный храм Ладожского благочинного округа Санкт-Петербургской епархии. Настоятель храма протоиерей Павел Феер, председатель приходского совета, благочинный Ладожского округа.
         Священнослужители, прихожане храма Богоявления на Гутуевском острове, все, кто участвует в реставрационных работах, знают о том, что такие же храмы были построены в Благовещенске и Харбине. С большим интересом петербуржцы расспрашивали о дальневосточных копиях храма. В подарок приходу храма Живоначальной Троицы они передали диск с фотографиями храма, сделанными 29 апреля 1891 г.
         Доехать до храма Богоявления на Гутуевском острове можно так: от метро Нарвская на автобусе или маршрутке 66 до Двинской улицы.
        
         Валентина Кобзарь



        Назад







    Православный календарь



    Заполненный образец квитанции



    Распечатать
    Православный Приход храма Святой Живоначальной Троицы города Благовещенска